Первый телефонный разговор с рекрутером: что хотят слышать «на том конце провода»

Каждый, кто ищет работу, ждёт, когда ему позвонит рекрутер и предложит вариант мечты. Анастасия Платонова, руководитель центра кадровых решений «Шерлок», честно рассказала о том, чего ждут HR-специалисты от первого звонка кандидату и чего соискателю лучше не делать во время скрининг-кола.
Владимир Еркович
Владимир Еркович
автор статей

⏱ 5 минут полезного чтения

Первый телефонный разговор с рекрутером: что хотят слышать «на том конце провода»
Анастасия Платонова

Что такое скрининг-кол и для чего он нужен?

Это звонок для уточнения соответствия кандидата формальным требованиям работодателя и в целом — актуальности для него трудоустройства.

Предположим, что есть рекрутер, которому нужно найти финансового директора, и есть ряд требований, которым этот директор должен соответствовать. Люди не всегда дают в резюме всеобъемлющую информацию, и какие-то моменты надо выяснять. Если рекрутер звонит человеку, у которого детально заполненное резюме, то разговор будет направлен в основном на выяснение эмоциональных факторов кандидата, софт-скилов. Тут задача рекрутера услышать человека и понять, насколько он открыт, внимателен и мотивирован. Если же в его резюме мало информации, то мы выясняем его основные навыки, хард-скилы.

Сколько длится скрининг-кол?

Звонок длится от одной до десяти минут, но в среднем пять-шесть. Если анализировать, то получается прямая зависимость между тем, сколько длится звонок, и тем, пройдёт ли человек на следующую ступень собеседования. Если это пять-шесть минут, то, скорее всего, с кандидатом будут общаться дальше. Если человеку нечего сказать или он откровенно не идёт на диалог, то никто не будет его заставлять. Велика вероятность, что рекрутер попрощается с ним и поставит отметку, что этот кандидат не мотивирован. Если же человек открыт, сам задаёт вопросы и живо интересуется вакансией, то такой разговор просто физически не может продолжаться две-три минуты. Минуте на шестой рекрутер сам остановит разговор, пройдёт по формальным критериям и позовёт на личный диалог для оперативного рассмотрения.

Какие вопросы задают?

После знакомства и представления вакансии обычно задаётся простой вопрос: «Какую работу вы ищете?» Тут задача рекрутера просто послушать человека. Если кандидат точно понимает, чего хочет и на каких позициях готов работать, то всё сразу становится понятно. Но бывает и так, что человек отвечает: «Ну не знаю, что-нибудь офисное». Это стоп-сигнал! Такой ответ говорит о том, что человек сам не определился, кто он. Большое количество кандидатов от 18 до 25 лет ищут работу в офисе с документами и не могут детально описать, в чём должна заключаться их деятельность.

Определитесь, чего вы хотите от будущей работы. Чем конкретнее вы будете представлять желаемую позицию, тем скорее вы её найдёте.

У опытных рекрутеров нет какого-то скрипта для общения. Главное, узнать у человека нужную информацию, а какие вопросы при этом будут задаваться, не очень важно. Первый звонок нужен для формализации, чтобы определить, насколько кандидат попадает в критерии, установленные руководителем.

На вопрос о зарплатных ожиданиях очень часто мы слышим ответ «Не знаю». Человека можно понять, он боится прогадать, назвав небольшую сумму. А может, ему готовы были платить больше? Тут важно понимать, что решение о зарплате принимает не рекрутер. И даже если вы скажете, что ждёте более высокую зарплату, чем предусмотренная в вакансии, то рекрутер всё равно передаст это руководителю. Хорошему специалисту могут заплатить больше, чем собирались изначально. К тому же всегда есть возможность для торга — как на любом рынке. Прибавка в 15−20% от текущей зарплаты при переходе на новую работу воспринимается нормально. Если вы просите больше, надо чётко понимать, за счёт чего выросла ваша ценность.

Типичные ошибки соискателя во время скрининг-кола

— Делать вид, что не заинтересован.

Очень плохо, если на вопрос, находитесь ли вы в поиске работы, человек отвечает: «Ну, рассматриваю варианты». Это звучит отталкивающе. Если вы вышли на рынок труда, то, значит, вам это надо. Не нужно в ответе на такой вопрос пытаться набить себе цену.

— Не давать конкретные ответы на вопросы рекрутера.

Уход от ответа — это плохой тон. Если по результатам разговора рекрутер не сможет составить портрет соискателя, он пригласит на следующее собеседование кого-то другого.

— Демонстрировать негатив по отношению к звонящему.

Например, звонишь узкому специалисту, а он снисходительно говорит: «Вы просто передайте моё резюме своему руководителю, он не пожалеет». Мол, «что ты, девочка, может понимать в бухгалтерии и аудите, я сам всё объясню, не мешайся». Рекрутеры тоже люди — они хотят положить трубку и больше никогда не звонить такому человеку. Если соискатель нахамит, то рекрутер может отправить кандидата в список нежелательных и его больше никто не будет рассматривать.

— Спрашивать про систему штрафов.

Если спрашивать у рекрутера про систему штрафов, то он сделает вывод, что вы уже получали их на прошлой работе, а значит, было за что вас штрафовать.

— Быть не готовым к компромиссам.

Отказаться от вакансии, если она не подойдёт, можно всегда. Но на первом звонке нужно продемонстрировать, что вы готовы к переговорам. Например, вы хотите зарплату 100 тысяч, а вам могут предложить 90 и оплаченную парковку около офиса. Или предложат отдельный кабинет, понимая, что этого вам не хватало на прошлой работе. Если вы будете открыты для обсуждения вариантов, то вероятность, что вам предложат работу значительно возрастает. Надо понимать, что заказчики, которые ищут сотрудника, тоже могут ошибаться в критериях вакансии, поэтому всем в конечном итоге приходится двигаться и искать компромисс.

Советы от рекрутера

Не отказывайтесь от вакансии на этапе первого звонка. Конечно, это не относится к предложениям, которые откровенно не подходят. Но надо понимать, что правильнее принимать решение после знакомства с компанией. Есть очень много примеров, когда человек приходил на собеседование, узнавал больше о компании, и она ему настолько нравилась, что он готов был подвинуться по условиям, но идти работать на перспективу и добиваться там очень многого.

То же самое касается и работодателей. Может, кандидат не совсем подходил, но он настолько нравился, что его брали. Это же история про нашу первую работу — кто-то когда-то в нас поверил. Поэтому я всегда говорю и заказчикам, и соискателям, что не надо принимать решение на основании резюме или короткого звонка. Надо всегда внимательно посмотреть и познакомиться. Работодателю это важно не меньше, чем соискателю.

Обсуждайте зарплату не с рекрутером, а с руководителем. Во время звонка рекрутера надо обговорить диапазон сумм, но все составляющие зарплаты, KPI и какие-то варианты мотивации знает только руководитель.

Задайте принципиальные вопросы, от которых зависит принятие вашего решения. Например, если вам жизненно необходима парковка возле офиса, или если вы «продажник», но наотрез не хотите заниматься холодными звонками, то такие вещи стоит узнать сразу. Ещё к важным вопросам относится оформление, «в белую» или «в чёрную».

В любом случае сохраните хорошее впечатление о себе. Если, например, вам звонят и предлагают вакансию на 100 тысяч, а вы хотите 150, то так и скажите. Ничего страшного в этом нет. Наоборот для рекрутера это знак того, что человек точно знает, чего хочет. Он поставит у себя отметку, что кандидат хороший, но хочет 150, и если через какое-то время откроется вакансия на такую зарплату, то вероятность, что вам позвонят близится к 100%.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям
;