Как обычному офис-менеджеру устроиться UX-исследователем в Яндекс

София Санникова работала офис-менеджером и не особенно задумывалась о будущей карьере, пока случайно не заинтересовалась дизайном. Когда попытки самостоятельно освоить профессию не принесли результата, София прошла курс в Яндекс.Практикуме. После обучения откликнулась на вакансию UX-исследователя на hh.ru и стала работать в Яндексе. Делимся ее историей.

⏱ Время прочтения — 7 минут

Как обычному офис-менеджеру устроиться UX-исследователем в Яндекс
София Санникова

Прошлый опыт: работа офис-менеджером

По образованию я лингвист, но работать по специальности не пошла: в этой сфере невысокие зарплаты. Мой карьерный путь начался с офис-менеджмента: год я проработала в рекламном агентстве, затем — в аудиторской компании, еще 1,5 года — в Рокетбанке. У меня был классический набор задач офис-менеджера: собрать людей на встречу, подготовить документы, помочь с кадрами. Такая работа меня вполне устраивала.

Мое знакомство с миром дизайна случилось, когда нужно было подготовить иллюстрации для отчетов. Коллеги-дизайнеры научили меня работать с картинками и вставлять их в файлы. Я сразу поняла, что дизайн мне нравится. К тому же мои друзья и молодой человек работают в этой сфере и постоянно обсуждают свои проекты. Я была хоть и пассивным, но заинтересованным слушателем их разговоров.

Я начала самостоятельно изучать материалы по дизайну и разбираться в Figma, но это не был системный подход. Главная проблема: я не понимала, каким источникам можно доверять и как можно развиваться в профессии. Наконец я решила, что для развития дизайнерских навыков необходима практика, и закинула резюме в агентство, которое шьет модную одежду. Я претендовала на позицию стажера, но меня сразу взяли в штат, думаю, потому, что компания срочно искала человека за небольшие деньги.

Как обычному офис-менеджеру устроиться UX-исследователем в Яндекс
Так выглядит мое резюме, в котором я постаралась отразить свои сильные стороны

На этой работе я делала макеты, отправляла их на проверку коллеге-программисту, он говорил, что сделано круто, а что — нет. Приходилось во всём опираться на слова коллег, так как в компании не было библиотек и гайдлайнов. В целом это полезный опыт — работать в таких условиях, когда непонятно, чего от тебя ждут.

Через месяц руководство вызвало меня на разговор и сообщило, что компании нужен более опытный дизайнер, хотя на собеседованиях я предупреждала, что новичок. Первое время их это устраивало, но, увы, со мной попрощались.

Спонтанная покупка образовательного курса

Неудачная практика подтолкнула меня к тому, чтобы лучше разобраться в профессии. Поначалу я участвовала в бесплатных интенсивах в телеграм-каналах. После одного из таких экспресс-курсов мне показалось, что их проводят только ради рекламы, реальных знаний там не дают, поэтому я решила поискать более продолжительные программы.

Пока я искала и выбирала, мне на глаза попался Яндекс.Практикум, который сразу вызвал доверие. Мне понравился формат обучения: ты не смотришь видео, а изучаешь теорию и отрабатываешь ее на практических заданиях в тренажере, работаешь с наставниками над реальными проектами для портфолио. Плюс программа была в меру длинной, не такой, как на других больших курсах, — всего семь месяцев против года обучения.

Практическая часть учебы состояла из двухнедельных спринтов. В каждом спринте — несколько уроков и практическое задание, которое поможет применить полученные знания в деле. Например, нам рассказывали, как делать лендинг, а на следующей неделе мы создавали его сами.

Я любила откладывать задания до последнего: из двух недель спринта я училась лишь последние четыре дня. Поначалу я успевала сдавать проекты в так называемый «мягкий» дедлайн и даже совмещать работу и учебу. Под конец я перестала укладываться в «мягкий» дедлайн, но всегда успевала в «жесткий» — он на две недели позже.

Чем ближе к диплому, тем сложнее становилась учеба. Для финального проекта нам дали три задачи на выбор: собрать медицинский сервис с нуля, подумать, как улучшить UX уже существующего продукта и решить его проблему, или сделать сайт. Я выбрала второе задание: люблю продумывать шаги и предусматривать разные варианты. Было очень тяжело, временами хотелось сдаться, но я не люблю всё бросать, когда конец близко. Мне помогло, что я поделила проект на мелкие задачи и выполняла их одну за другой.

На протяжении всего обучения наши работы проверяли практикующие дизайнеры и давали обратную связь. Сперва мне было лень читать комментарии: работу приняли — и ладно. А потом как-то распробовала. Например, когда я не соглашалась с правками проверяющих, мне объясняли, в чём смысл исправлений. Это помогло по-новому посмотреть на свои работы.

Поиск работы и собеседование в Яндекс Go

Первое время я сама откликалась на вакансии на hh.ru, но в процессе столкнулась со сложностями. На рынке мало вакансий для новичков или стажеров — в основном нужны соискатели с опытом от года до трех. Приходилось отправлять резюме на позиции, которым я не соответствовала: например, однажды я откликнулась на арт-директора.

Позднее я присоединилась к программе трудоустройства в Практикуме. Там нам рассказывали, как правильно оформить резюме и подготовиться к собеседованиям. Я научилась отвечать на такие сложные вопросы, как «Кем вы видите себя через 5 лет?», «Как вы пришли к этой точке?», «Чем хотите заниматься дальше?», а нанимающие дизайнеры подсказали мне, как переделать портфолио, — я добавила больше конкретики о прошлых задачах и выстроила логику повествования.

Через какое-то время я увидела на hh.ru вакансию младшего UX-исследователя в Яндекс Go. Хоть это и не UX-дизайн, по описанию было понятно, чем предстоит заниматься, и я откликнулась. Мне почти сразу назначили собеседование с рекрутером, потом выслали тестовое задание. Оно заключалось в следующем: у сервиса есть некая проблема, и нужно провести UX-исследование, чтобы ее решить. Мне нужно было написать, кого я найду для UX-исследования и какие задам вопросы.

Я подготовила презентацию в Figma, но сразу увидела, что переборщила с текстом, потому что хотела показать весь объем своих знаний. Чтобы не перегрузить презентацию, я нашла оригинальный выход: записала пятиминутное видео с решением задачи. Я рассчитывала на то, что выделюсь: очень хотелось получить это место.

Как обычному офис-менеджеру устроиться UX-исследователем в Яндекс
Скриншот из видео, в котором я рассказываю, как выполнила тестовое задание

При выполнении тестового я опиралась на раздел про UX-исследования из Учебника, это веб-платформа Практикума, в которую встроены уроки. Я делала всё, как нас учили, а для уверенности использовала формулировки из примеров, которые нам давали в теории. Я очень старалась выполнить тестовое хорошо, и у меня получилось: мне назначили собеседование с руководителем. Все этапы заняли примерно неделю — скорость меня приятно удивила. В конце июня я уже вышла на работу.

Как обычному офис-менеджеру устроиться UX-исследователем в Яндекс
Письмо, которое мне пришло от Яндекса, когда я заполнила все анкеты для приема на работу

Я очень рада, что место UX-исследователя досталось именно мне, эта вакансия близка мне по духу. Еще на курсе Практикума меня заинтересовал блок по UX-исследованиям тем, что требовалось погрузиться в проблему, не упустить детали, понять боль пользователя и найти решение.

Как обычному офис-менеджеру устроиться UX-исследователем в Яндекс
Другая часть тестового задания. Нужно было кратко рассказать о любом сервисе Яндекса

Работа UX-исследователем

Коротко о том, чем именно я занимаюсь на работе. Руководство приходит ко мне с гипотезой, которую нужно проверить на пользователях. Например, есть предположение, что за услуги такси удобнее расплачиваться офлайн. Мне нужно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

Я начинаю с того, что пишу сценарии UX-исследований. У меня есть примеры сценариев, я беру оттуда вопросы и меняю формулировки, а сама составляю непосредственно задания, исходя из того, что заказчики хотят проверить. Затем провожу UX-тесты на респондентах и спрашиваю людей, что им непонятно и неудобно. Например, в случае с такси я буду спрашивать, когда им удобнее расплатиться картой, когда — наличными, и от каких условий зависит выбор метода оплаты.

Самое сложное — своими заданиями и вопросами не подсказывать пользователю, что делать, иначе тест будет провален. После тестов я пересматриваю видеозаписи и составляю протокол, в котором фиксирую слова и действия участников. На основе протокола делаю отчет — в нем отвечаю на вопросы заказчика.

UX-исследования помогают обнаружить неочевидные моменты. Например, с их помощью можно узнать, как еще люди могут пользоваться той или иной функцией приложения, в какой момент они это делают и почему. Как правило, эта информация помогает по-новому взглянуть на продукт, решить задачи бизнеса или внедрить новые функции, о которых раньше не думали.

Планы на будущее

Моя цель — стать старшим UX-исследователем, а когда-нибудь — и главным специалистом. Еще одна моя мечта — выйти в офис Яндекса в Екатеринбурге. Возможно, если я буду хорошо и долго работать, меня переведут в офис. Сейчас у меня такой энтузиазм, что даже иногда хочется поработать в выходные — мне это в удовольствие. На моих прошлых работах мне казалось, что от меня мало пользы: я не чувствовала, что мое присутствие что-то меняет. А сейчас я вижу, что приношу результаты, помогаю команде UX-дизайнеров разобраться с их проблемой. Это очень мотивирует.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи

Назад к статьям